В 1945 году, когда руководящий состав Организации украинских националистов* перебрался в западную Германию, бандеровцы создали так называемые «закордонные части ОУН*». Их задача оставалась прежней – борьба с большевистской властью на Украине. В свою очередь, советская госбезопасность все послевоенные десятилетия прилагала усилия для нейтрализации «зарубежных центров реакционной эмиграции». Одним из самых крупных успехов КГБ стала контрразведывательная операция «Каскад», проводившаяся 10 лет – с 1973 по 1983 годы.
Неверная «Марта»
Об операции «Каскад» известно благодаря публикации в Сети отчёта КГБ Украинской ССР, оригинал которого хранится в Особом архиве Литвы.
В 1960-х годах бандеровцы-эмигранты решили воссоздать подполье на Украине. Для этого они привлекали «старые кадры» националистов, не подозревая, что многие из них уже завербованы КГБ. Одной из таких «перебежчиц» была агент «Марта», которая во время Великой Отечественной войны возглавляла молодёжную группу ОУН* Львовского политехнического института. «Марта» была осуждена за антисоветскую деятельность в 1960 году, а вернувшись из тюрьмы через 2 года, поселилась в Ивано-Франковске и согласилась сотрудничать с чекистами. Ценность агента заключалась в том, что она была лично знакома с Евгенией Музыкой – женой лидера «закордонных частей» Ярослава Стецько.
В 1969 году с «Мартой» встретился прибывший на Украину в качестве туриста эмиссар ОУН* – униатский священник Небесный. Агент убедила его, что продолжает вместе с соратниками вести тайную борьбу с коммунистами. Она передала письмо для Евгении Музыки – таким образом, КГБ установил канал связи для дезинформации лидеров ЗЧ. Регулярная переписка «Марты» с Музыкой и Стецько началась в 1972 году. Эмигранты всячески «стимулировали» сторонницу на Украине, присылая ей из-за границы ценные вещи. На первых этапах оперативной игры «Марта» только рассказывала о «положении на Украине» в русле, нужном КГБ.
Дезинформаторша
Собственно операция «Каскад» началась в октябре 1973 года. Связи «Марты» с Музыкой и Стецько позволяли советским органам выявлять активных членов подполья и предотвращать их акции на Украине. В 1976 году Марта встретилась в Польше с американской украинкой Марией Фарион, которая поблагодарила её за сотрудничество и вручила 2200 долларов на «организационные нужды группы», а также крупную партию националистических пропагандистских материалов на микроплёнках. В свою очередь, агент пообещала во всём следовать инструкциям Стецько.
«Марта» периодически направляла на подставной адрес ЗЧ ОУН* оперативно выгодную информацию о деятельности, якобы проводимой её группой в соответствии с инструкциями наццентра, – отмечается в отчёте КГБ. – Одновременно для локализации враждебных устремлений бандеровцев на конкретных примерах о привлечении к уголовной ответственности лиц, занимавшихся националистической деятельностью, в сдержанной форме, но систематически ОУНовцам* внушалась мысль о несостоятельности их рекомендаций по проведению в республике открытых антисоветских акций».
В 1978 году «Марта» была введена в состав «центрального провода» ЗЧ ОУН*.
Примечательно, что кураторы из КГБ постоянно вели с агентом «воспитательную работу» – чтобы она по-настоящему не вернулась к националистическим идеалам, которых придерживалась в юности.
Конец «Каскада»
Благодаря «Каскаду» удалось сорвать акции бандеровцев, в частности, приуроченные к Олимпиаде-80. Однако в связи с обострением международной обстановки советской спецслужбе требовались более крупные успехи. В 1983 году во время поездки «Марты» в Польшу на конспиративной квартире была задержана очередная посланница Стецько и Музыки – 34-летняя гражданка Франции Ирина Зелена, при которой был обнаружен чемодан с 8 тайниками. Это событие получило резонанс в западных СМИ и вызвало серьёзный разлад в среде украинской эмиграции. Изъятые у Зелёной пропагандистские материалы были продемонстрированы советским и зарубежным журналистам на устроенной КГБ пресс-конференции в Киеве. На этом роль 62-летней «Марты» закончилась. Что важно, сама она при этом не была дискредитирована в глазах националистов.
* организация запрещена в России.