Будущий маршал авиации Александр Покрышкин вошёл в историю, как один из самых результативных лётчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Однако не все знают, что его карьера могла завершиться трибуналом на самом взлёте – в первый день войны Покрышкин по ошибке подбил советский самолёт.
Трагическая случайность
К июню 1941 старший лейтенант Александр Покрышкни имел уже большой лётный опыт и служил на Южном фронте заместителем командира эскадрильи. Аэродром, на котором базировалась его часть, располагался недалеко от румынской границы, и был разбомблен. 22 июня. Подняв в воздух один из уцелевших самолётов МиГ-3, Покрышкин горел решимостью атаковать врага.
Во время вылета лётчик обнаружил в небе над Молдавией 2 лёгких бомбардировщика Су-2 и принял их за немецкие самолёты. Он подбил один из бомбардировщиков, на котором летел командир эскадрильи капитан Гудзенко. Самолёт задымился и начал снижаться. Пилот второго Су-2 Иван Пстыго, не растерявшись, повернулся на крыло, чтобы продемонстрировать истребителю опознавательные знаки – красные звёзды – которых Покрышкин поначалу не заметил, атакуя против солнца.
"Я быстро иду на сближение с крайним бомбардировщиком и даю короткую очередь. Чувствую, что попал. Еще бы: я так близко подошел к нему, что отбрасываемая им струя воздуха перевернула меня. Разворачиваю самолет вправо, вверх и оказываюсь выше бомбардировщиков. Смотрю на них с высоты и — о, ужас! — вижу на крыльях красные звезды. Наши! Обстрелял своего", - описывал этот случай сам Покрышкни в книге «Небо войны».
Когда Пстыго приземлился, выяснилось, что Гудзенко выжил, а вот летевший с ним вместе штурман Семёнов погиб, получив три пули в сердце.
Через несколько лет после войны, когда Пстыго и Покрышкин вместе учились в Академии Генштаба, виновник объяснил коллеге причину инцидента – он не знал, как выглядят силуэты самолётов Сухого, отличавшиеся необычным видом и появившиеся в частях лишь незадолго до войны.
Последствия
Поначалу обошлось без подробных разбирательств инцидента. В хаосе первых дней войны командованию было не до этого, а Покрышкин отделался лишь внушением от начальства. Командир эскадрильи, похоронив штурмана, также не стал разыскивать виновного, обвинив во всём чрезмерную засекреченность советской техники.
Свой первый вражеский самолёт Александр Покрышкин сбил уже через 4 дня после этого события, и с тех пор началась его победная серия воздушных боёв, продолжавшаяся до самого 9 мая 1945 года.
Впрочем, история с Су-2 все же не прошла для лётчика бесследно. Как писал военный юрист Вячеслав Звягинцев, это дело получило широкую огласку в 1942 году, когда Покрышкин в офицерском кафе в Махачкале подрался с подвыпившими старшими офицерами. После этого асу припомнили былой проступок, исключили его из партии и отозвали представление на получение звания Героя Советского Союза. Спасло Покрышкниа только заступничество комиссара полка Михаила Погребного.
Другие громкие случаи «огня по своим»
Во время Великой Отечественной войны не обошлось, к сожалению, и без других потерь, связанных с «огнём по своим».
24 июня 1941 года в Москве прозвучал первый сигнал воздушной тревоги. Как оказалось, ложный – советские ПВО атаковали собственные бомбардировщики, возвращавшиеся с выполнения боевого задания.
15 июля 1941 года погиб пилот истребителя И-153 «Чайка» Иван Козлов. Подбивший его лётчик Пётр Бринько думал, что сражается с противником, поскольку ранее два таких же истребителя было захвачено врагом в районе финского полуострова Ханко.
Сюжет популярной песни «На безымянной высоте» связан с событиями близ посёлка Рубеженка Калужской области. Здесь 14 сентября 1943 года погибли 16 красноармейцев, командир которых, не имея возможности продолжать сопротивление немцам, вызвал на себя огонь советской артиллерии.
Пользовавшийся не меньшей известностью, чем Покрышкин, советский ас Иван Кожедуб 22 апреля 1945 года на Ла-7 сбил два самолёта союзников P-51, которые напали на него. Причиной стало сходство советского истребителя с немецким самолётом «Фокке-Вульф 190». Один из американских лётчиков погиб.