Андрея Севастьянова не зря называют одним из подлейших авантюристов времен войны. Сначала Севастьянов служил в Императорской армии, а после революции вступил в РККА. Похожая карьера была у многих военных той поры, но Севастьянов уже тогда был нечист на руку. Он присваивал себе не только чужие деньги, но и высокие звания. Впрочем, расплачиваться за все свои грехи ему пришлось собственной жизнью.
Из Императорской армии в Рабоче-крестьянскую
Андрей Никитич Севастьянов родился в 1887 году в Москве в семье служащего. Как указано в издании «Материалы по истории русского освободительного движения 1941-1945 гг.» (А. В. Окороков), в 1905 году Севастьянов окончил коммерческое училище и поступил в Высшее техническое училище, но через год ушел оттуда. По всей видимости, Андрей Никитич решил сделать военную карьеру: во время Первой мировой войны пошел добровольцем на фронт, где заслужил Георгиевский крест 4-й степени.
А после революции Севастьянов сам вступил в Рабоче-крестьянскую армию. Тогда он служил в артиллерии и принимал участие в Гражданской войне. Хотя членом партии будущий коллаборационист, по крайней мере, по официальным данным советской поры, так и не стал. Впоследствии Севастьянов был приписан к Главному артиллерийскому управлению, а после – к управлению артиллерией Московского военного округа.
Нечестный бухгалтер и ненастоящий комбриг
В 1922 году Андрей Севастьянов был демобилизован и трудился бухгалтером в различных организациях. На этой должности Севастьянов очень «преуспел»: сначала его осудили за незаконные операции с валютой и отправили в ссылку, а чуть позже уже за растрату он был приговорен к 7 годам заключения. В 1938 году Андрей Никитич вновь оказался под следствием и снова за растрату. На этот раз он не стал дожидаться суда, а просто сбежал, по сути перейдя на нелегальное положение.
Воспользовавшись неразберихой в начале Великой Отечественной войны, Севастьянов без труда записался в народное ополчение и вскоре был направлен в 226 стрелковую дивизию. Чаще всего даже современные историки называют Андрея Никитича комбригом. Он действительно именно так и представлялся, но никакого звания на самом деле не имел. Как бы то ни было, в должности начальника артиллерии упомянутой дивизии Севастьянов находился на фронте всего около месяца.
Смертельный путь коллаборациониста
18 сентября 1941 года Андрей Севастьянов попал в плен. Оказавшись у немцев, Севастьянов назвался генералом и, побыв некоторое время в лагере для военнопленных, добровольно прошел курсы пропагандистов. С этого момента «карьера» Севастьянова пошла в гору. Известно, что он служил в разведке, в организации Фрица Тодта, занимавшейся строительством объектов для военных нужд, а в 1943 году вступил в РОА, в рядах которой, как указано в издании «Прислужники Гитлера» под редакцией Святослава Кулинка, Севастьянов и вправду получил генеральское звание.
Вот только Андрей Севастьянов не подозревал, что ему придется разделить участь всех предателей Родины. 9 мая 1945 года Севастьянов сдался американцам. Он по понятным причинам не хотел возвращаться в СССР и требовал убежища в США. Но 14 февраля 1946 Штаты выдали коллаборациониста советской стороне. Следствие по делу афериста длилось несколько месяцев, и в феврале уже 1947 года вина Андрея Никитича Севастьянова была полностью доказана. Справедливый расстрельный приговор не оставил ему никаких шансов.