Есть английское выражение – «родиться с серебряной ложкой во рту». Так говорят о детях, появившихся на свет в богатых семьях, у которых с самого детства жизнь складывается очень благополучно. Иногда можно услышать мнение, что эта английская поговорка синонимична русской «родился в рубашке». Но сходство тут весьма приблизительное. Достаток и богатство родителей вовсе не гарантируют ребенку счастливой жизни. Иногда бывает строго наоборот. Как в случае с дочерью, внучкой и правнучкой Леонида Ильича Брежнева – всесильного генсека СССР, и при этом доброго и любящего отца и деда.
Мать
Галина Леонидовна Брежнева – старшая дочь генсека – приобрела скандальную известность в период «Перестройки» и, особенно, в девяностые годы. Впрочем, о бурных романах и склонности «кремлевской принцессы» к легкой и веселой жизни полушепотом говорил весь СССР еще при жизни ее отца.
Можно предположить, что причиной такого поведения была не только избалованность дочери лидера СССР. В юности Галина Леонидовна мечтала стать актрисой и даже готовилась к поступлению на актерский факультет. Она могла бы состояться на этом поприще: Галина не была утонченной красавицей, но имела яркую, характерную внешность, сильный темперамент и то, что называется харизмой.
Однако, отец, который делал партийную карьеру, запретил дочери даже думать о сцене. Артистическая натура Галины, впрочем, брала свое не тем, так иным образом: она вышла замуж за циркового артиста Евгения Милаева и даже работала какое-то время костюмером труппы. Многие последующие романы «кремлевской принцессы» тоже были связаны с миром богемы. Она была влюблена в иллюзиониста Игоря Кио, балетного танцовщика Мариса Лиепу, артиста театра «Ромэн» Бориса Буряце...
Отец пытался приструнить Галину, устраивал ее на работу в солидные учреждения – в агентство печати «Новости», в архив МИД СССР, в МГУ имени Ломоносова. Была попытка и как-то «прилично» устроить ее личную жизнь: Леонид Ильич очень одобрил ее брак с офицером Юрием Чурбановым, карьера которого после этого резко пошла вверх. Чурбанов, как известно, дослужился до заместителя министра внутренних дел СССР. Счастливым этот брак, впрочем, не был. Галина закатывала бурные вечеринки и не менее бурные скандалы, ее, не совсем трезвую, видели в самых шикарных ресторанах столицы, о ее тратах ходили легенды.
Возможно, трагедия Галины Брежневой заключалась именно в этом: ей, дочери генерального секретаря, было можно решительно все. Кроме того, чего ей единственно было нужно – сценической карьеры.
В своем первом браке с акробатом Евгением Милаевым Галина родила свою единственную дочку, которую назвали Викторией, в честь бабушки. В семье Брежневых была такая традиция – называть дочерей в честь бабушек.
Путешествуя по стране с труппой первого мужа, Галина Леонидовна воспитание дочки целиком доверила своим родителям. Виктория так и росла у дедушки с бабушкой, очень мало и редко встречаясь с матерью.
Она неплохо окончила школу, поступила в МГУ, но вскоре бросила. Затем поступила в ГИТИС, на театроведческий факультет. В интервью журналистке «МК» Ольге Богуславской Виктория Евгеньевна рассказала, что нигде не работала до того времени, когда умер Леонид Ильич. А с приходом нового руководства ситуация семьи Брежневых резко изменилась. Дети и внуки бывшего генсека моментально стали никому не интересны. И Виктория пошла работать в Госкомиздат, в дирекцию выставок и ярмарок, поскольку отныне была вынуждена заботиться о себе сама. О себе и о своей маме, которая к этому моменту окончательно превратилась в алкоголичку.
По словам Виктории, Галину Леонидовну не раз устраивали в наркологические диспансеры, но она всякий раз убегала оттуда. Прямо в халате и в тапочках выходила на дорогу, останавливала машину и ехала домой. Ее квартира в элитном доме превратилась в натуральный притон, Виктории регулярно поступали жалобы от соседей и требования что-то решать. Виктория Евгеньевна говорила, что ее мать могли просто-напросто выселить из квартиры, и что как-то поменять образ жизни Галина Леонидовна категорически отказывалась. Поэтому однажды Виктория приняла решение. И устроила мать в психиатрическую больницу. Из такого места не сбежишь. Там Галина Леонидовна и скончалась в 1998 году.
Дочь
Виктория Евгеньевна еще при жизни деда вышла замуж за Михаила Филиппова. Тогда этот видный парень был студентом Академии Внешторга, а впоследствии, как пишут, сделал карьеру банкира. Брак оказался недолгим, пара распалась из-за измен мужа, и Виктория в итоге осталась с дочкой Галей на руках. Правнучка генсека родилась в 1973 году. Она росла в тех же комфортных условиях, что и ее мать и бабушка. У нее была няня, возможность учиться в самых элитных школах, жить на роскошной (по тем временам) даче генсека и т.д.
Галина вторая (так ее прозвали журналисты) окончила МГУ – сокурсники вспоминали о ней, как о девушке крайне избалованной, и вынуждена была пойти работать. Ее устроили секретарем в какую-то фирму, но девушке быстро надоело подавать чай и отвечать на звонки. Работу она оставила. Побывала Галина Михайловна и замужем – это устроила мама через брачное агентство найдя дочке, как ей показалось, неплохого мужа. Брак тоже был недолгим.
90-е годы вообще были крайне непростыми для Виктории и ее дочери. Они обе оказались совершенно неприспособленными к жизни в жестких условиях постсоветской России. Викторию обманули с продажей квартир – владелица элитного жилья оказалась фактически обобранной. Галина, после уютного мирка генсековской дачи столкнувшись с трудностями реальной жизни, пошла по стопам своей бабушки, Галины первой. Она стала выпивать, и мама быстро устроила ее в специализированное лечебное заведение. Выйдя оттуда, Галина обнаружила (или вообразила, кто же теперь скажет?), что маме она не очень-то и нужна. Своего жилья у нее не было, и бывшая «кремлевская принцесса» стала бродяжничать.
Летом она жила в фанерном домике на детской площадке, зимой – в подъезде. Наконец, кто-то из жителей дома вызвал специализированную бригаду медиков, и Галина вновь оказалась в психушке. Сама она рассказывала с иронией, что, когда сообщила врачам, кто она, медики лишь понимающе покачали головами. Диагноз подтвердился! Однако, вскоре они поняли, что их пациентка – действительно правнучка Леонида Ильича, и отношение несколько поменялось. Для госпитализации Галины Михайловны и в самом деле были основания. Пережитые стрессы подорвали ее душевное здоровье.
В настоящее время Галина выписана из психоневрологического диспансера. Стараниями журналистов и меценатов у нее есть маленькая однокомнатная квартирка. С мамой она помирилась – опять же стараниями журналистов.
Виктория Евгеньевна уже ушла из жизни. Галина Михайловна скромно живет в своей квартире на небольшую пенсию по инвалидности.