Примерно в XVIII веке окончательно сформировалось понятие «чеченская нация». Но это вовсе не означает, что до этого момента территория Чечни пустовала. Её населяли нахские (чеченские, ингушские и некоторые другие) родоплеменные образования, которые также называли тейпами или тайпами. Фактически, такие «союзы» являлись военно-экономическими объединениями, занимавшими определённую местность. Были в структуре чеченского общества и «русские тейпы».
Чеченская стратификация
Количество тейпов у чеченцев – величина непостоянная. Некоторые из них сформировались в Средние века, какие-то значительно позже. По состоянию на XIX век в Российской империи насчитывалось около 130-ти чеченских тейпов. Какие-то из них потом объединились в более крупные военные союзы – тукхумы.
Согласно нахским законам, заключать браки представители одного тейпа не имели права. Чтобы родилось здоровое потомство, мужчины выбирали себе невест из другого родоплеменного образования. Так появились «русские тейпы» – например, Арсалой, Гуной и Орси. Но это вовсе не означает, что их члены обязательно должны быть русскими по национальности. Перечисленные тейпы просто отличались от других более мягкими внутриплеменными законами, а в некоторых даже прослеживалась ведущая роль православия.
Время, когда границы стираются
Между «русскими тейпами» и остальными в чеченском обществе не принято делать различий. Во главе всегда стоит совет старейшин, который тщательно следит за соблюдением традиций и обычаев, заложенными предками в глубокой древности. Все соплеменники оказывают помощь нуждающимся, вместе скорбят и радуются.
Деление на тейпы сохраняется и в настоящее время, но становится с каждым годом все более и более условным. Это объясняется процессами глобализации, светскими контактами, а также возможностями. Уехать на заработки в другой российский регион или даже страну, получить образование за пределами Республики – всё это теперь не только не запрещается, но и даже приветствуется. Члены же одного тейпа начинают восприниматься как земляки, просто более близкие, нежели все остальные чеченцы. При этом всю необходимую информацию об объединении старшее поколение продолжает передавать младшему, но соблюдать абсолютно все обычаи уже никто не требует.