К выбору имён будущих российских императоров относились очень внимательно. Родители понимали, что имя ребёнка должно указывать на династические связи, а поэтому им приходилось выбирать из довольно ограниченного списка.
Александр и Константин
В Российской империи порядок именослова закрепился при Екатерине II. До этого действовало правило, согласно которому именами необходимо было подчёркивать связь между двумя династиями – Рюриковичей и Романовых. Императрица же решила, что теперь следует в первую очередь обращать внимание на семантику имён. Так предпочтение стало отдаваться тем, в основе которых лежали греческие слова «народ» и «победа».
Исходя из этих соображений, старшего сына Павла назвали Александром – в честь Александра Невского или Александра Македонского (на этот счёт историки спорят до сих пор). Дело в том, что один Александр являлся олицетворением святости, а другой – непобедимости. «У господина Александра есть лишь один выбор, и от его личных дарований зависит, на какую он вступит стезю – святости или героизма», – отмечала сама Екатерина.
Использование имени Константин можно связать с попыткой реализовать «греческий проект». Екатерина планировала разгромить Османскую империю и восстановить Византийскую державу, во главе которой должен был встать её второй внук.
Николай и Михаил
А вот объяснить, почему третьего сына Павла назвали Николаем, историки пока не могут. Есть предположение, что в честь самого почитаемого на Руси святого – Николая Чудотворца.
Младший сын Павла Михаил родился уже после смерти Екатерины, а поэтому к выбору его имени она не имела никакого отношения. Тут «отыгрался» сам отец, который увлекался рыцарством. Отпрыска он решил назвать в честь архангела Михаила, предводителя небесного воинства.
Собственно, имена Александр, Константин, Николай и Михаил стали основой для новых императорских имён дома Романовых.