25/07/23

«В измене жены виноват муж»: у какого народа России было такое было правило

Один из самых малочисленных народов Севера, известный как «Аристократы Сибири», успешно справился с вызовами глобализации, сохраняя свою уникальность и приверженность древним традициям. Отличительной особенностью этого народа всегда была высокая роль женщины в семье, ее авторитет в общине был неоспоримым. В таких условиях, что оставалось мужчинам этого народа, живущим в полном матриархате?

Главное божество — женщина

Эвенки — это древний народ Восточной Сибири, большинство из них до сих пор с трепетом относятся ко всем религиозным канонам. Сибиряки неуклонно следуют языческим обычаям, поэтому шаманизм является привычной составляющей их жизни.
Мужчины эвенков оказывались в некотором положении неопределенности в условиях полного матриархата. В то время как женщины занимали важные роли в семье и общине, мужчины были лишены такой возможности.

В центре пантеона богов эвенков находилась женщина - Буга или Боа. Она была добродушной старушкой, олицетворяющей сакральный мир. Под ее покровительством женщины Севера имели возможность стать шаманами и участвовать в священных обрядах камлания, одновременно совмещая их с повседневными делами.

Эвенкийка или мастер на все руки

Жительницы сурового Севера были не только хранительницами домашнего очага, но и настоящими профессионалами в сфере мужских обязанностей. Помимо воспитания детей и приготовления пищи, они наравне с мужчинами управляли оленьей упряжкой.

Самодостаточная эвенкийка не просто шила всю необходимую для семьи одежду, саморучно занималась выделкой шкур и изготавливала посуду из бересты. Она с легкостью могла построить чум — традиционное жилище северного народа, да еще и без посторонней помощи могла разжечь там очаг.

Что же оставалось мужчинам? Они занимались лишь охотой и рыболовством, да и то не всегда. Незамужним особам не составляло труда и зверя добыть, и рыбы наловить.

Виновник амурных дел

В середине XIX века многие ученые отправлялись в северные экспедиции, чтобы познакомиться с эвенками и изучить их древние традиции. А культ почитания женщин вызывал особый интерес у представителей традиционных патриархальный обществ. Российский ученый финского происхождения Матиас Кастрен, наблюдая за этим народом, отмечал в своих работах «их фантастическое изящество и тонкость вкуса во всем». Особенно его удивила одинаковая одежда мужчин и женщин, которая по своему виду во многом напоминала классические фраки.

Матриархальные традиции накладывали свои особенности и на семейные отношения. Одним из самых необычных их проявлений было отношение к прелюбодеянию. Если замужняя женщина заводила роман на стороне, виноват в её распущенности был мужчина. Считалось, что коренной сибиряк должен был делать все, чтобы не допустить такого позора. Если о женском адюльтере становилось известно публично, то муж расплачивался перед всем стойбищем эвенков: каждый имел право ударить его палкой.