20/07/22

Тайна захвата лесовоза Arctic Sea: что российские военные моряки сделали с пиратами

Это судно построили по заказу Советского Союза в Турции в 1991 году. Полтора года до захвата летом 2009 года Arctic Sea перевозил лес из Финляндии в Алжир. Собственно, и принадлежал сухогруз на тот момент финской компании «Солчарт». В СМИ Arctic Sea многократно ошибочно называли российским судном. Но российским был только экипаж лесовоза.  

21 июля 2009 года лесовоз, загруженный почти семью тоннами кубометров пиломатериалов, отправился в привычный рейс из финского порта в алжирский, обычный путь преодолевался при благополучных метеоусловиях за две недели.

Спустя 3 дня Arctic Sea в нейтральных водах атаковала группа неизвестных. С 30 июля был утерян радиоконтакт с судном. Согласно последним переданным координатам Автоматической идентификационной системы, местонахождением лесовоза была западная часть Бискайского залива.

В первых числах августа начали появляться сообщения о требовании $1,5 млн. выкупа, требуемого захватчиками судна, которое в алжирский порт в обозначенное время не прибыло.

Хозяева компании, владеющей Arctic Sea, обратились к правительству РФ с просьбой о помощи в розыске судна. Когда ближе к середине августа стало ясно, что лесовоз находится в водах Западной Африки у островов Зеленого мыса, российский сторожевик «Ладный» перехватил его там. Российские военнослужащие эвакуировали российский экипаж и тех, кто предположительно захватил судно. Впоследствии из России за ними специально прилетали два самолета, доставившие подозреваемых в Москву. Все детали этой операции на высшем уровне согласовывались с представителями иностранных государств, на чьей территории действовали российские военные.

В отношении девяти подозреваемых в захвате Arctic Sea российский Следственный комитет возбудил уголовное дело по редчайшей по правоприменению статье УК РФ «Пиратство». Различные сроки по этому делу получили 9 человек – граждане России, Эстонии, Латвии и не имеющие никакого гражданства. Российской стороной захватчиком пиратского захвата был назван бывший высокопоставленный сотрудник эстонских спецслужб, а на тот момент предприниматель Ээрик Кросс, его объявили в международный розыск через Интерпол. Но по обоюдному соглашению Эстония и Россия таких лиц друг другу не выдают, и поэтому Кросс избежал наказания.

Бытуют различные конспирологические версии захвата. Западные СМИ активно обсуждают тему не «лесного», а «оружейного» наполнения Arctic Sea. Бывший командующий Вооруженными силами Эстонии Тармо Кыутс заявило, что на судне располагались крылатые ракеты, следовавшие в Иран. А BBC сообщило, что сухогруз якобы перехватили спецслужбы Израиля. Но никаких доказательств этих версий нет.