19/07/22

Битва за Кавказ: почему Сталин не принял помощь британцев в 1942 году

В 1942 году Великобритания и США не собирались открывать второй фронт в Европе. Однако союзники готовы были присоединиться к «первому фронту», отправив войска на юг СССР. С точки зрения маршала Андрея Гречко, командовавшего армиями на Кавказе, если бы Сталин одобрил их намерения, часть советской территории фактически подверглась бы оккупации.

Переговоры

В середине 1942 года положение Красной Армии на южном участке фронта было близко к катастрофическому. После того как русские потерпели поражение на Дону и Донбассе, вермахту открылась дорога на Сталинград и Северный Кавказ. Осенью Уинстон Черчилль предложил прислать на подмогу «сталинским соколам» 20 британских и американских эскадрилий. Тем самым союзники выражали желание «снять часть тяжёлого бремени» с СССР. В рамках планируемой операции «Вельвет» авиасоединения должны были прибыть из Северной Африки.

Иосиф Сталин признавал слабость советских ВВС на Кавказе и «недостатки истребительной авиации». Однако возможное присутствие союзников на фронте, по-видимому, внушало ему опасение. «Отец народов» оттягивал обсуждение этого вопроса до тех пор, пока в Сталинграде не наметился перелом в войне. 18 декабря Сталин написал в Вашингтон, что необходимость в англо-американских эскадрильях отпала. «Теперь главные бои разыгрываются и будут разыгрываться на Центральном фронте и в районе Воронежа», - пояснил он.

Самолёты без лётного состава Сталин, впрочем, принять не отказывался, ссылаясь на то, что лётчиков в СССР «более чем достаточно», а вот техники не хватает. 

Чего хотели союзники?

Маршал Андрей Гречко в книге «Битва за Кавказ» оценивал инициативу Черчилля и Рузвельта резко негативно:

«В такой «помощи» Советский Союз не нуждался. И очень скоро правящим кругам США и Англии пришлось убедиться в том, что они не получат согласия от Советского Союза на проведение операции «Вельвет» - фактической оккупации Кавказа».

Мнение брежневского министра обороны разделяют и некоторые современные авторы. Вот как, к примеру, излагает данный исторический сюжет писатель Иван Стрельцов в книге «Радиоактивная война»:

«Сталин сразу сообразил, что СССР так называемые союзники хотят отрезать от азербайджанских нефтепромыслов, то есть взять «за горло» нашу технику, оставив без топлива мёртвым бесполезным грузом». 

Насколько это мнение обосновано?

Без сомнения, богатое нефтью советское Закавказье представляло интерес для британцев. Англия уже имела опыт оккупации этой территории в годы Гражданской войны. По словам ряда исследователей, чтобы склонить Сталина к реализации плана «Вельвет», союзники приостановили поставки по ленд-лизу как раз в тот период, когда нужда в них ощущалась особенно остро. В сентябре, например, без согласования с советской стороной была отменена передача «Аэрокобр», которые были необходимы армии под Сталинградом.

В то же время в переписке со Сталиным Франклин Рузвельт неоднократно подчеркивал, что присланные лётчики будут подчиняться стратегическому и тактическому командованию Красной Армии. «Я думаю, что они должны действовать в составе соединений под командованием своих американских начальников, но каждая группа в отношении тактических целей будет находиться, конечно, под общим русским командованием», - рассуждал американский президент.

Кроме того, без участия пехоты ни о какой полноценной оккупации речи быть не могло, а перебросить сухопутные силы с Ближнего Востока было затруднительно. Да и со стратегической точки зрения в случае разгрома Красной Армии удерживать Кавказ самостоятельно США и Англия вряд ли смогли бы, даже если бы добились провозглашения в Грузии, Армении и Азербайджане независимых правительств.

Что касается позиции Гречко, то стоит добавить, что операцию «Фрэнтик» 1944 года, в ходе которой американцы базировались на трёх аэродромах в Полтавской области, маршал не называл «оккупацией Украины». Вероятно, на оценку военачальником событий Великой Отечественной войны повлияли реалии холодной войны: он стремился максимально дистанцироваться от стран НАТО и показать, что СССР победил Гитлера почти без помощи извне.