18/05/22

«Афганский Чапаев»: за что «шурави» так прозвали генерала Дустума

В дни стремительного наступления талибов* в августе 2021 года последней «твердыней» правительства Афганистана назывался город Мазари-Шариф – вотчина маршала Абдул-Рашида Дустума. Но «дустумовские» войска побросали оружие при приближении отрядов «Талибана»*, а сам маршал эвакуировался в Узбекистан. Так бесславно закончилась эпопея харизматичного военачальника, полная неожиданных поворотов. Успехи Дустума объясняют тем, что на заре карьеры он был завербован КГБ, а в «лихих девяностых» послушно следовал курсу российской политики в Афганистане.

«Афганский Чапаев»

Абдул-Рашид (Абдурашид) Дустум родился в 1954 году в кишлаке Ходжадукух в бедной узбекско-туркменской семье. Его предки эмигрировали из советской Средней Азии в период борьбы с басмачами.

В молодости Дустум был активистом профсоюза на нефтепромыслах в Шибиргане. На службу в армию он поступил в 1978 году, после Апрельской революции. На следующий год Дустум записался в ряды правящей партии НДПА и возглавил полувоенную группировку самообороны. В 1980 году он уехал на учёбу в СССР. По одной версии, курсант из Афганистана учился в Москве и Ташкенте, по другой – в Военной академии в Ленинграде. Не исключено, что уже в тот период он начал сотрудничать с советскими спецслужбами. Но более вероятно, что Дустум был завербован около 1981 года, когда его зачислили в состав афганских органов госбезопасности.

«Однажды приходит ко мне Насин, уполномоченный ЦК НДПА. Он с очень важным и «секретным» видом говорит мне: «Есть у меня в кишлаке Санчарак, это на юго-западе от Мазари-Шарифа, Дустум. Он узбек. У него куча родственников. И он не возражает открыто перейти на сторону народной власти. При условии, что будет озолочен.<...> И мы на это пошли», – рассказывал командир оперативных групп КГБ в Афганистане полковник Анатолий Неежмаков (цитируется по книге Ивана Бессмертного «Силуэты разведки»).

По словам Неежмакова, костяк отрядов Дустума составляли его родственники, да он и сам очень хорошо себя зарекомендовал: «шурави» прозвали военачальника «афганским Чапаевым».

В середине 1980-х годов Дустум служил командиром батальона спецназа управления МГБ в провинции Джаузджан. Об этом со слов советника КГБ Николая Комарова рассказывал ульяновскому изданию «73online.ru» полковник госбезопасности в отставке Анатолий Лихарев. Согласно этим сведениям, Дустум тесно сотрудничал с русскими.

«Комбат Дустум был человеком смелым и решительным. Он нередко обращался к Николаю Михайловичу за советом, рассказывал о буднях батальона», – отмечал Лихарев.

Именно при помощи Комарова Дустум разработал план операции против моджахедов в Кандагаре, которая в 1986 году возвысила его до титула «народного героя ДРА». В 1989 году президент Афганистана Мохаммад Наджибулла произвел Дустума в генералы и дал ему в командование 53-ю дивизию национальной гвардии Афганистана.

«Пророссийский» моджахед

По всей вероятности, после распада СССР «агент Дустум» перешёл «по наследству» от КГБ к спецслужбам России. Характерно, что с этого момента началось стремительное политическое возвышение Дустума.

Прежний афганский лидер Наджибулла категорически не устраивал ельцинское правительство. В 1991 году министр иностранных дел РСФСР Андрей Козырев назвал Наджибуллу «экстремистом». Если Кремлю нужен был «свой» участник междоусобной свары моджахедов, то никто не подходил на эту роль лучше генерала Дустума. Военачальник возглавил узбекскую диаспору Афганистана и создал крупную «буферную» территорию на границе с СНГ.

Началом так называемого «Дустумистана» стал антиправительственный мятеж 53-й дивизии в марте 1992 года. «В наследство» Дустуму достались танки, артиллерия и авиация ушедшей Советской Армии. В июне вчерашний генерал коммунистического режима основал Национальное исламское движение Афганистана и составил конкуренцию давним вожакам моджахедов. Он действовал как самостоятельная фигура, то заключая, то разрывая союзы с другими политическими силами – Хекматияром, Раббани, талибами. После захвата Кабула «Талибаном» в 1996 году Дустум объединил усилия с таджиком Ахмад Шахом Масудом, создав Северный Альянс.

В девяностых годах Абдул-Рашид Дустум неоднократно бывал в России, в том числе и в здании на Лубянке.

«Пусть я не встречался с Ельциным и Черномырдиным, но зато встречался с министром обороны и директором ФСБ, с пограничной службой, с другими важными лицами, – рассказывал генерал в 1996 году в интервью журналу «Огонёк». – Многие генералы и политики в России меня хорошо знают, понимают мои планы и намерения».

По информации газеты «Коммерсантъ», генерал Абдул Малик Пахлаван, поднявший путч против Дустума в 1997 году, считал последнего «ставленником коммунистов и КГБ». Характерно и высказывание бывшего директора ФСБ Сергея Степашина, который называл Дустума «пророссийски настроенным генералом».

После вторжения США в 2001 году генерал (с 2020 года маршал) Дустум оставался авторитетнейшей фигурой в Исламской Республике Афганистан. С его мнением считались власти страны. Дустум сохранял тесные контакты с Москвой и Ташкентом, за что американские оккупанты дважды «снимали» его с должности начальника Генштаба. Однако, похоже, за 20 лет постаревший Дустум растерял лидерские качества, что стало причиной его политического фиаско в 2021 году.

* – данная организация признана террористической, её деятельность запрещена в РФ.