На Кончаловском кладбище в городе Обнинске Калужской области могила ветерана Великой Отечественной войны Федора Антоновича Легкошкура долгие годы была заброшенной. Жил этот человек скромно и неприметно, так же и умер. И, казалось, никто уже и не вспомнит, что когда-то его фотография облетела весь мир…
Снимок, ставший символом Победы
24 июня 1945 года на Красной площади Москвы прошел торжественный парад войск Красной Армии в честь долгожданной Победы СССР над нацистской Германией. Фронтовой фотокорреспондент Евгений Халдей сделал тогда легендарный снимок, обошедший всю мировую прессу и до сих пор сохранившийся в учебниках истории: сводный батальон готовится бросить к Мавзолею В. И. Ленина фашистские знамена, чтобы тем самым поставить точку в Великой Отечественной войне. Первым на снимке со склоненным к земле лейбштандартом батальона СС личной охраны Гитлера в руках стоит, выделяясь на фоне других красноармейцев двухметровым ростом, молодой сержант Федор Легкошкур. Еще минута, и ему выпадет особая честь – он первым швырнет к подножию Мавзолея ненавистное знамя поверженного врага. Так имя правофлангового участника Парада Победы вошло в историю.
«...Чтобы никогда подобное не повторилось…»
Уроженец села Хорошее Петропавловского района Днепропетровской области, старший сержант, ворошиловский стрелок Фёдор Легкошкур был призван в РККА в 1939 году в возрасте 20 лет. Воевать молодого призывника определили пехотинцем на Кавказе и Кубани. Легкошкур участвовал в жестоких боях за освобождение оккупированных нацистами территорий. Согласно сохранившимся воспоминаниям, зимой 1943 года во время длительного штурма 3-м батальоном рубежей обороны немецких войск на краснодарско-таманском направлении, известных как Готенкопф («Голубая линия»), полег почти весь взвод Федора Легкошкура. Чудом выжили только шестеро красноармейцев, сам Легкошкур, уже имевший к тому времени два боевых ранения, был контужен. Тогда же в 1943-м после переформирования в Ставрополе сержанта Легкошкура перевели в дивизию НКВД имени Ф. Дзержинского — охранять правительственные здания в Москве. Тогда-то Федор Легкошкур и попал в состав сводного батальона (под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Вовка), шествие которого должно было завершать Парад Победы. За богатырскую стать и медальный профиль сержанта Легкошкура выбрали правофланговым. Как вспоминал впоследствии фотокорреспондент Евгений Халдей, красноармейцы к Параду Победы готовились тщательно, репетировали по ночам. Правда, вместо штандартов им для тренировки выдавали обычные палки. «Когда мне сказали, что я буду участвовать в Параде Победы, я думал, понесу наше боевое знамя», – рассказывал сам Федор Легкошкур. Когда же перед началом парада выяснилось, что нести придется личный фюрерский штандарт, сержант возмутился и даже подал рапорт, сказав, что и в руки не возьмет этот трофей, так как брезгует. Насилу упрямца уговорили. «Штандарт Гитлера, который я нес, – тяжелый, – вспоминал Федор Антонович. – Он же из литья, древка-то почти нет. Надежно, надолго было сделано. И с какой ненавистью к фашизму и гордостью за наш народ и армию, за Коммунистическую партию – вдохновителя и организатора нашей победы – я его пронес по площади. А когда подошли к Мавзолею, я этот штандарт высоко поднял и c силой бросил оземь, чтобы разлетелся вдребезги. А вот в музее Советской армии, когда был, увидел: цел он, этот проклятый штандарт. И напоминает о том, что было. Хочу, чтобы никогда подобное не повторилось, чтобы становилась могущественней и краше наша страна». Говорили, что после парада 200 красноармейцев сводного батальона сожгли перчатки, касавшиеся древков ненавистных нацистских знамен.
Никто не забыт и ничто не забыто
Остаток жизни Федор Легкошкур провел чрезвычайно скромно, никому не напоминая о былых заслугах. После увольнения в запас в 1947 году вместе с семьей переехал в Обнинск, где работал простым плотником в ЖКУ Физико-энергетического института. Никому и в голову не приходило, что это тот самый правофланговый, удостоившийся чести участвовать в Параде Победы. Писали, что ветеран даже к льготам не прибегал и много лет стоял в очереди на квартиру. Спохватились только в 1968 году, когда к нему приехала съемочная группа Центрального телевидения, чтобы взять у него интервью.
Скончался Фёдор Антонович в 1996 году в возрасте 77 лет от сердечного приступа. В 2010 году, спустя полтора десятилетия с момента его ухода из жизни, администрация города Обнинска наконец нашла деньги на установление памятника на месте захоронения ветерана. А еще три года спустя, в 68-ю годовщину исторического Парада Победы, на доме по улице Комарова, 9, где жил Фёдор Легкошкур, установили и торжественно открыли мемориальную доску.