Этот инцидент серьезно осложнил советско-шведские отношения. До конца не ясно и теперь, случайно ли субмарина С-363 ВМФ СССР оказалась тогда в территориальных водах Швеции, пройдя по весьма узкому фарватеру, известному только шведам.
Что это была за лодка
По материалам историка ВМФ, капитана 2 ранга в отставке Сергея Бережного, средняя торпедная дизель-электрическая подлодка С-363 была построена в рамках проекта 613 (самая массовая в советском подводном флоте серия, в ходе реализации проекта было выпущено свыше 200 субмарин) и спущена на воду в 1956 году. На ее вооружении имелось шесть 533-мм торпедных аппаратов, 4 в носовой части и 2 в кормовой.
Почему она «заблудилась»
Инцидент, произошедший в шведских территориальных водах около острова Турумшер, где располагалась военно-морская база Карлскруна, получил широкую огласку не только в Швеции и СССР. Советский Союз был вынужден по этому поводу обозначить свою официальную позицию. Как гласило сообщение ТАСС, обнародованное спустя неделю после случившегося, советская подлодка No 137 во время «обычного учебного плавания» на Балтике из-за ошибки в навигации оказалась в шведских водах и села на мель. Пришлось признать, что подлодку транспортировали местные спасатели. О том, что существовала реальная угроза штурма С-363 шведским спецназом, а советско-шведские переговоры о том, чтобы «отпустить» субмарину домой были долгими и трудными, в информации ТАСС ничего не сообщалось.
Василий Беседин, в 1981 году капитан-лейтенант и замполит С-363, спустя годы вспоминал, что подлодка в конце октября 1981 года на самом деле выполняла плановый двухнедельный поход, назначенным местом дежурства субмарины был квадрат Балтийского моря близ датского острова Борнхольма. Командовал С-363 капитан 3 ранга Анатолий Гущин. По словам Беседина, уже спустя сутки рыбацким тралом был повреждена антенна радиопеленгатора. По радио подводники связались с командованием штаба флота, запросив возвращение на базу, но им этого не разрешили, приказали продолжать плавание, рассчитывая на резервное оборудование С-363. Кроме того, к ошибке в курсе, считал Беседин, привела недостаточная компетентность штурмана субмарины.
На 9-й день плавания, 27 октября, подлодка, как потом выяснилось, шедшая по секретному, в 12 м ширины, фарватеру шведских вод, села на прибрежную отмель у острова Турумшер. Экипаж, сколько не старался, самостоятельно ликвидировать ЧП не смог.
Как об этом стало известно американцам
В то время, когда произошла эта «незапланированная посадка» советской подлодки в районе шведской военно-морской базы Карлскруна, на Турумшере находился помощник военно-морского атташе США в Швеции, капитан Эдмонд Поуп. Исходя из его воспоминаний, командующий военно-морской базой Карлскруны Леннарт Форсман не сразу сообщил ему о том, что случилось, отчасти потому, что сам не сразу поверил докладу подчиненных, подумав вначале о дезинформации. Поупу шведы разрешили связаться с американским посольством в Стокгольме, куда атташе и сообщил об инциденте.
Вскоре западные СМИ уже публиковали сенсационные статьи о ЧП возле военно-морской базы, а «шведская столица быстро превращалась в мировой центр внимания». Министр иностранных дел США (новый посол США еще не прибыл в Стокгольм) уже связался с Вашингтоном и поручил атташе по вопросам обороны приказать Поупу с его коллегой как можно скорее покинуть Карлскруну и «не высовываться». Затем этот приказ отменили, и американцы остались на Турумшере собирать информацию, поступающую о С-363. На остров прибыл советский военно-морской атташе Юрий Просвирнин. Его долго не пускали в Карлскруну к лодке.
Поуп утверждает, что перед отплытием из Швеции ему показали копию навигационного журнала подводной лодки, в котором четко просматривались стирания и изменения данных, касавшихся ночи посадки С-363 на мель с 27 на 28 октября . Кроме того, американскому атташе было известно, что в дни, когда советская субмарина «заблудилась», в районе Карлскруны проводились секретные шведские торпедные испытания.
Накал событий
После обнаружения подлодки возле шведской военной базы к С-363 прибыл представитель Карлскруны Карл Андерссон. Экипаж покидать субмарину отказался. На тот момент о случившемся уже были официально проинформированы министерства иностранных дел Швеции и СССР, Минобороны обеих стран. В район нахождения подлодки выдвинулась эскадра Балтфлота. Возникла угроза реального боестолкновения – министр обороны Швеции отдал приказ открывать огонь на поражение, если советские корабли войдут в шведские территориальные воды. То, что С-363 располагала торпедами, только усугубляло конфликт.
После многодневных переговоров, многочасовых допросов шведами Гущина и Беседина С-363 наконец сняли с мели, и она своим ходом отправилась на базу в Лиепае, куда прибыла 7 ноября. На пресс-конференции в Швеции навигационная причина «блуждания» советской субмарины была подтверждена. Дома шутники прозвали вернувшуюся лодку «Шведским комсомольцем». Гущина после разбирательства перевели на береговую должность (командующего шведской базы также сняли с этого поста), еще одного офицера с советской подлодки уволили из рядов ВМФ. Советскому Союзу пришлось заплатить Швеции 5 миллионов шведских крон и миллион долларов США за работы по спуску С-363.