Одна из самых ярких сцен легендарного фильма «В бой идут одни старики», та самая, когда командир эскадрильи капитан Титаренко возвращается на трофейном «Мессершмитте». «Макарыч! – говорит механику летчик – принимай аппарат. Во! Махнул, не глядя!».
А могло ли такое быть на самом деле? Летали ли наши асы на немецких «мессерах», и как вообще поступали с трофейными самолетами в годы Великой Отечественной войны?
На немецком самолете – в разведку
Оказывается, нечасто, но такое происходило. Знаменитый эпизод из фильма Леонида Быкова – не фантазия сценариста.
Фильм основан, отчасти, на воспоминаниях участника войны, летчика С.Д. Луганского «На глубоких виражах». Он рассказывает, в том числе, и о своем товарище, командире 152-го гвардейского авиаполка В.А. Меркушеве (в книге, изданной в 1963 году, автор вынужден был «спрятать» Меркушева под вымышленной фамилией Телегин, поскольку Меркушев был в плену и отсидел за это срок). Так вот, Василий Меркушев на трофейном Мессершмитте не раз совершал дерзкие вылеты в разведку. Немцы на одинокий «мессер», проносившийся над колоннами техники и боевыми позициями, не обращали внимания, зато свои так и норовили подбить. Командование даже издавало специальные распоряжения, чтобы разведчика не трогали.
Меркушев доставлял бесценные разведданные, и продолжалось это до тех пор, пока немцы не поняли, наконец, что за самолет летает над их головами. Меркушева подбили, он кое-как дотянул до своих, сел и… оказался среди разозленных красноармейцев, которые от души намяли ему бока. Летчики его полка, примчавшиеся за Меркушевым на автомобиле, едва отбили его у пехотинцев. Пришлось летчику даже в госпитале полежать пару недель.
Еще один летчик И.Н. Пронин летал в разведку на трофейном немецком биплане «Ar-68». За блестяще проведенный разведывательный полет и сделанные во время этого полета фотографии, Илья Пронин был награжден орденом.
Были и другие эпизоды подобного рода, но именно эпизоды. «Немца» запросто могли сбить свои же, а раскрывать секретность этих полетов было слишком опасно.
На немецких самолетах – из плена
Известно несколько случаев, когда бойцы РККА использовали немецкие самолеты как средство побега из плена.
Самый известная история, безусловно, побег летчика М.П. Девятаева и его товарищей из концлагеря на острове Узедом в феврале 1945 года. Михаил Девятаев был летчиком-истребителем, бомбардировщики «Хейнкель» были ему незнакомы. Тем не менее, убирая снег на аэродроме, он присматривался к тому, как немецкие летчики прогревают двигатели, и запомнил алгоритм действий. 10 беглецов забрались в самолет, когда немцы были в столовой. Поднять бомбардировщик в воздух удалось не сразу, у Девятаева из-за нечеловеческих условий плена просто не было сил потянуть на себя штурвал. Тем не менее, побег удался, Михаил Девятаев не только спас из плена товарищей, но и доставил своим экземпляр новейшей немецкой авиационной техники.
Правда, самолеты угоняли и до Девятаева. В 1942 году с немецкого аэродрома в районе Орла штурман Г. Е. Лосунов и бортрадист А.П. Симоненко при помощи местных подпольщиков угнали немецкий бомбардировщик и вернулись к своим.
В августе 1943 подобный побег совершили с немецкого аэродрома под Псковом летчик-истребитель Н.К. Лошаков и красноармеец И.А. Денисюк.
В 1944 году летчик В.И. Муратов совершил побег на угнанном самолете с аэродрома в румынском городе Бакэу. Ему помогал румынский механик, затаивший злобу на немцев. Кроме того, к беглецам присоединился еще один пленный — советский офицер Иван Клевцов.
Как поступали с трофейной техникой
В начале войны таких ценных трофеев, как немецкая военная техника, а, тем более, самолеты, у РККА было крайне мало. Получить целехонький вражеский самолет удавалось лишь в тех случаях, когда немцы сами перебегали к нам. Так, в июне 1941 года экипаж фашистского бомбардировщика «Ju 88» под Киевом сбросил все бомбы в Днепр, и приземлился на советском военном аэродроме, сдавшись в плен в полном составе.
После того, как в ходе войны произошел перелом и РККА начала наступать, ситуация изменилась. Особенно много самолетов попало в части РККА после разгрома немцев под Сталинградом. Попадали в руки наших бойцов и самолеты с захваченных аэродромов на Украине, в Белоруссии, в Восточной Пруссии и так до самого Берлина.
С особенной лихостью сумел пленить экипаж немецкого разведывательного самолета «Шторх» прославленный летчик Султан Амет-Хан. Вместе со своим ведомым И.Г. Борисовым он взял «Шторх» «в клещи» и дал понять, что требует посадки. Вражеский самолет был приведен на советский аэродром. Познакомившись с кабиной и приборной панелью «Шторха», Амет-Хан смог поднять совершенно незнакомый ему самолет в воздух.
С передовой немецкие самолеты направлялись в центр испытаний НИИ ВВС. Наши конструкторы перенимали удачные инженерные решения немецких специалистов, и это помогало улучшать нашу боевую технику.
Многие из этих самолетов использовались уже после окончания войны как в армии, так и в народном хозяйстве. Особенно хорошую службу сослужили самолеты «Юнкерс», «Зибель», «Хейнкель», которые в качестве транспортников активно использовались на севере, в приграничных частях и в МВД. Пограничники на Балтике и на Черном море активно применяли гидросамолеты «Арадо-196».
Добротная немецкая техника служила СССР вплоть до 60-х годов.