19/01/22

Алексей Ефентьев: как прототип Кобры из "Чистилища" воевал в Афганистане

Один из самых колоритных персонажей фильма «Чистилище» — это спецназовец с позывным Кобра. Общеизвестный факт, что Александр Невзоров списал этого героя с вполне реального человека, разведчика Алексея Ефентьева. Однако настоящий спецназовец (он, кстати, носил позывной "Гюрза") довольно сильно отличается от экранного персонажа, который говорил раскатистым басом и отличался действительно богатырской конституцией.

Глядя на этого скромного улыбчивого человека трудно представить, что он прошел несколько горячих точек и за личное мужество несколько раз представлялся к званию Героя России. Не так давно на YouTube канале TacticMedia вышло интервью с Алексеем Ефентьевым, где легендарный разведчик, помимо прочего, рассказал и о самом сложном боевом опыте за свою жизнь.

Жизненный путь

Многим Гюрза известен в первую очередь по событиям на Северном Кавказе, однако его путь был гораздо более интересен и тернист. Родился Алексей в Туркменской ССР в семье потомственных военных. Поэтому, по собственным словам Гюрзы, его выход на военную стезю был очевиден.

Как и многие советские подростки он грезил морской романтикой и после школы проходил службу в Каспийской флотилии. Окончив Бакинское военное училище, Гюрза попросился добровольцев в Афганистан. Как образцовый военный и кандидат в члены КПСС вскоре он был назначен командиром разведгруппы. После Афганистана Ефентьев проявил себя во время известных событий в Азербайджане и Нагорном Карабахе.

Крушение страны, которой он давал присягу, Гюрза застал в качестве начальника штаба разведбатальона в Германии. С началом военных действий в Чечне наш герой был переведен на Северный Кавказ, где руководил одним из самых боеспособных подразделений федеральных войск. Без преувеличения можно сказать, что позывной Гюрза в то время был известен не только дудаевцам, но и буквально каждому жителю России, кто следил за трагическими событиями в мятежном субъекте. Однако за все свои подвиги, в частности за вывод из Грозного большой группы журналистов и высших чиновников силовых ведомств, Гюрза так и не был удостоен наград. Звание «Герой России» незаслуженно обошло Алексея Ефентьева.

После войны Гюрза вернулся к мирной жизни. Как и его предки казаки, Алексей, сложив оружие, занялся сельским хозяйством. Он смог выкупить обанкротившийся колхоз и добился значительных успехов уже на мирной ниве.

Непростая служба

Во время интервью каналу TacticMedia Гюрза отвечал на многие вопросы зрителей, в том числе достаточно каверзные. Так, самым тяжелым периодом в своей боевой жизни Гюрза называет вовсе не Чечню, а Афганистан. Возможно, это связано с тем, что операция в горной стране была первым боевым опытом молодого разведчика.

Причем особенно тяжело давались бойцу не сами бои с моджахедами, а общие условия службы. Жара до 50 градусов, вечная нехватка воды, риск попасть в лазарет с целым букетом болезней, попив из местных колодцев или рек... Также Гюрза отмечает, что афганские моджахеды были, по сути, самыми опасными противниками, гораздо страшнее чеченцев. Любопытно, что о бойцах Ичкерии Алексей вообще говорит без тени ненависти. Скорее как о людях, которые приняли неправильное решение под влиянием мощнейшей пропаганды. В Афганистане же противник был не только хорошо обучен, но и предельно смел и напорист.

О самой же идее ввода войск в Афганистан Гюрза отзывается достаточно положительно. По его словам, главной ошибкой советского руководства был вывод ограниченного контингента, после чего страна не только погрузилась в хаос, но и поток наркотиков вырос в несколько раз, что сгубило жизни многих жителей России.

Также Гюрза отмечает тот вклад, который СССР внес в быт жителей республики, когда «шурави» строили больницу и школы в стране, жители которой веками жили в средневековых условиях. Недавний же приход к власти движения Талибан (запрещено в Российской Федерации) Алексей описывает как само собой разумеющееся событие после вывода советских войск. Ведь традиционные порядки, которые ввела новая власть, во многом ближе большинству жителей республики, которые пока просто не готовы воспринять западные ценности и образ жизни.