Почему Сталин отказался от возмещения ущерба Германией после Великой Отечественной

Уже осенью 1943 года было понятно, что во Второй Мировой войне наступает перелом, а значит союзникам по оружию необходимо готовиться к послевоенным переговорам. При Народном комиссариате иностранных дел СССР были созданы несколько комиссий, которые участвовали в подготовке и организации грядущей мирной конференции. Один из основных вопросов касался выплаты репараций пострадавшим от войны государствам и это вызвало у союзников серьезные разногласия.

Ялтинская конференция

В октябре 1943 года в Москве состоялась встреча глав дипломатических ведомств СССР, Великобритании и США. Эта встреча положила начало долгому процессу переговоров о том, какими должны быть объемы репараций, а главное – какой процент от общей суммы достанется каждой стране-участнику антигитлеровской коалиции.

Ужа на начальном этапе переговоров стало понятно, что требовать денежных выплат со стороны побежденной Германии и ее союзников не имеет смысла, поэтому репарации должны быть выплачены в материальном виде, а именно в промышленном оборудовании, сельскохозяйственной продукции, продукции тяжелой и легкой промышленности.

В феврале 1945 года состоялась Ялтинская конференция союзных держав, в рамках которой Сталин снова поднял вопрос о репарациях. Советская сторона предложила следующий план: взимание репараций натурой, экономическое разоружение Германии и ликвидацию военной промышленности, а также контроль держав-победителей над экономикой Германии в течение 10 лет. Иван Майский, глава комиссии по возмещению ущерба, нанесенного гитлеровской Германии и ее союзниками, во время переговоров подчеркивал, что Советский Союз выступает против полного разграбления Германии. Вероятно, эта позиция советского руководства была продиктована уроками истории. Сталин помнил, как поражение в Первой мировой войне и последующий экономический кризис спровоцировали в Германии настроения реванша, на волне которых к власти пришел Гитлер.

По итогам Ялтинской конференции была создана Межсоюзная комиссия по репарациям, которая должна была представлять интересы СССР в процессе переговоров. Однако представители США и Великобритании работу данной комиссии саботировали. Весной 1945 года, когда стало понятно, что война подходит к концу отношения между союзниками начали обостряться. Умершего президента США Рузвельта на посту сменил Гарри Трумэн, который, как и Черчилль, симпатиями к СССР не отличался.

В отсутствии дипломатического диалога, руководством СССР было принято решение о создании Особого комитета под руководством Георгия Маленкова. Этот орган курировал демонтаж и вывоз военных и промышленных объектов с оккупированных территорий противника. Таким же образом поступали на оккупированных территориях англичане и американцы, вывозя из страны сотни вагонов материальных ценностей.

Потсдамская конференция

После капитуляции Германии 8 мая 1945 года, обсуждение проблемы репараций продолжалось еще три месяца. Итогом, стали переговоры на высшем уровне в рамках Потсдамской конференции, которая проходила с 17 июля по 2 августа в Берлине. В ходе обсуждения американцы и англичане предложили новую схему распределения репараций: если ранее предполагалось разделение общей суммы в процентном соотношении, то теперь западные союзники настаивали на распределении трофейного имущества в соответствии с зонами оккупации, определенными еще в 1944 году. Этот план был невыгоден СССР, так как восточная зона оккупации больше всего пострадала от военных действий, а также не располагала таким большим количеством полезных ресурсов и промышленных предприятий, как зоны оккупаций союзников.

Заключительное обсуждение вопроса состоялось 31 июля 1945 года. Сталин пошел на уступки, и согласился на предложения делегаций США и Великобритании. В протоколе Потсдамской конференции от 1 августа зафиксирован зональный принцип распределения репараций. Также СССР отказывался от акций промышленных предприятий Германии в западных зонах и претензий на захваченное союзниками германское золото. В обмен на это западные страны обязаны были признать новые границы Польши, которая теперь включала ряд бывших германских земель, а также признание ООН новообразованных социалистических государств.

Несмотря на уступки, объем репараций полученных СССР по итогам Второй мировой войны существенно повлиял на послевоенное восстановление страны. Согласно историку Р. Басырову только за первый послевоенный год с территории Германии было вывезено около 3000 промышленных предприятий. Вывезенное оборудование позволило быстро восстановить гражданское и военное производство по всей стране, а научные разработки легли в основу создания новых вооружений и укрепления обороноспособности СССР.

Безусловно, экономический ущерб, нанесенный СССР войной в разы превышал объемы репараций, однако здесь советская дипломатия играла на опережение. Результатом экономических уступок, стало расширение политического влияния Советского союза в Европе. Кроме того, умеренность требований к побежденным странам позволило предотвратить в них гуманитарную катастрофу. В 1949 году в советской зоне оккупации была создана Германская демократическая республика, а уже в 1953 году, по совместному соглашению СССР, Польши и ГДР, все репарационные требования к последней были отменены. Это, в том числе, позволило ГДР уже к 80-м годам занять шестое место в Европе по объему промышленного производства.